суббота, 7 апреля 2012 г.

Смотритель зимнего леса


Чем ближе равноденствие, тем сильнее солнце греет, рождая в спокойные тихие дни сизую дымку на фоне голубого небосвода. За ночь дымка оседает густой изморозью на каждой травинке, на каждом сучке и веточке, а лес просыпается  в торжественном убранстве, исчезающее к полудню, опять превращаясь в дымку.

 Хотя ночами еще холодно и злодействует мороз, днем уже явственнее чувствуетется близость весены: ранний загар деревьев, да еще темные пятна кленового сока покрывают зимние раны и первые птичьи песни слышны повсюду. Звенят как колокольчики синицы, щебечут, свистят, мяукают сойки, но громче всех заявляют о себе удальцы поползни.

 Наверное, кто-то и просыпается раньше их, но именно они своим бодрым свистом,  как сигналом о подъеме, приветствуют,  утверждают, что ночь прошла, что этот наступающий день будет еще длиннее, чем вчера, и жизнь продолжается. Такое удивленно-протяжное, слегка однотонное тююю далеко слышно в пустом заснеженном лесу, да еще и потому что певец свистит, сидя на самой верхотуре, почти на макушке дерева. Дальше к весне, начнет патрулировать весь свой участок, тогда поползень свистит и тюкает где придется. И только когда начинаются в лесу настоящие певческие переклички, состязания дроздов, синиц, зарянок, пеночек, трясогузок, зябликов, коньков, поползень поет реже, да потом становится ему не до пения, занятый кормлением своих птенцов, он смолкает совсем.

Рано начинаются  хлопоты у поползня. Каждая оседлая семья озабочена обзаводением гнездового дупла, хотя  намного раньше, чем другие птицы, еще зимой успевает присматривать подходящее жилье и тогда же зимой производится необходимая чистка, выбрасывание на снег всего, что остается  от прежних хозяев. И все же к оборудованию своего дома и основному строительству гнезд новые хозяева приступают лишь с окончательным приходом  весны. Прежде всего, нужно вход в жилище подогнать по росту. Это делается одним способом: обмазываются края дупла цементом-грунтом. Поползни откуда-то знают все свойства грунтов, но все равно предпочитают глину. Подойдут суглинки, даже супеси и подзолы годятся, но к ним приходится для прочности добавлять свою слюну.

Строительство ложится на хрупкие крылья самки, которая  завершает всю работу иногда в течение дня, а иногда специально  растягивает ее на целую неделю, зависит от того, как скоро понадобится  гнездо.  Каждый кусочек грунта птица смачивает слюной, цементируя строительное тесто, именно поэтому занятая обмазкой самка очень много пьет, и кормится ей некогда, потом на гнезде ее будет кормить самец. А пьет птица, не снег и не воду , а подсасывает кленовую, березовую слезу-пасоку делая собственную или восользовавшись дятловой подсочкой. Обмазывая вход, поползень всегда остается внутри дупла, так птица может не опасаться во время работы нападения хищников, особенно ястреба-перепелятника. Еще плюс в таком способе постройки - не требуется специальная примерка отверстия. На теплом весеннем солнце цемент-обмазка подсыхает очень быстро, становится каменной, теперь птицам не страшен никто, ни захват жилья скворцами или другими птицами. Не проникнут в него, ни белка, ни сыч,  ни куница, а  врагов и конкурентов чуть меньше себя  ростом поползни сами прогонят.

 Если дупло или гнездовье объемисты, то тогда самке сначала приходится набрасывать на дно крупные палочки, щепки, скалывая их клювом от трухлявых пней. Затем начинает самка  носить кусочки трухи, сухой коры, обдирая их с сосновых стволов или веток клена. Эти кусочки она укладывает очень точно, не плашмя, а четко ставит на ребро рядышком один к одному. Никаких мягких других материалов не применяет, перья, шерсть, мочало, травяную ветошь птица не берет. Если даже трудно будет с корой, в дело поидут подсохшие листья с прошлого года, больше ничего. Насиживает яйца самка, а вот кормление и  заботы о выводке берут на себя оба родителя, если самка в это время не занята постройкой очередного гнезда. За сезон при хорошей кормежке птицы могут высиживать два выводка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий